Проект "Собака на радость детям!"
Краткое описание. Проект направлен на поддержку, реабилитацию и социальную интеграцию школьников с ОВЗ (около 50 человек), обучающихся в Красноярских школах №152 и №147 с помощью специально подготовленных собак.
Новизна. На сегодняшний день остро стоят проблемы интеграции в обществе детей с особыми потребностями. В Красноярском крае по направлению «Ребенок и собака» занимаются лишь с детьми дошкольного возраста, мы же планируем работу со школьниками. Эффективным направлением помощи в личностном развитии школьника и формировании его психического здоровья является оказание психологической помощи через взаимодействие с собаками и их символами (образами, рисунками, игрушками), когда дети перестают стесняться болезни, забывают про нее и раскрывают свои способности – в этом главная особенность использования специально подготовленных собак.
Цель - создание условий для стимулирования деятельности, направленной на поддержку, реабилитацию и социальную интеграцию школьников с ОВЗ при помощи специально подготовленных собак.
Задачи:
- провести подготовительную работу среди школьников с ОВЗ и их родителей для общения с собакой;
- подготовить группу волонтеров и протестировать их собак для общения с детьми с ОВЗ;
- провести цикл занятий по адаптации в социальной среде школьников с ОВЗ с помощью специально подготовленных собак и волонтеров;
- провести праздники и массовые мероприятия с участием школьников с ОВЗ с использованием специально подготовленных собак.
Социальный эффект. Адаптация в социуме школьников с ОВЗ через повышение их социального статуса за счет животного (ребенка с собакой принимают позитивно) и повышение самооценки (за счет постоянной положительной реакции собаки на любые действия ребенка). Повышение успешности и статуса ребенка в микроколлективе друзей через индивидуальную работу «Собака придет на день рождения». Ребенок с собакой раскрепощается, потому что объектом внимания становиться не он, а находящаяся с ним собака, очень быстро происходит переадресация положительной оценки («веселый», «интересный», «няшка» с животного на ребенка, что повышает самооценку ребенка и позволяет ему завести новые связи в коллективе) - завязываются разговоры с абсолютно незнакомыми людьми разного возраста, предмет разговора постепенно переходит с собаки на другие темы, в результате чего ребенок учиться общаться с незнакомыми людьми и раскрепощается.
Актуальность проблемы. Инфраструктура микрорайона "Ястынское поле" (32 дома высотой 10, 14 и 16 этажей - около 5200 человек) только развивается, поэтому школьный двор является центром притяжения горожан. Все чаще мы наблюдаем на территории школьного двора детей с ОВЗ.
У человека имеется подсознательный образ собаки, как защитника - на этом неосознаваемом доверии выстраивают социальную адаптацию детей с нестандартными особенностями развития. Мотивация эффективного развития личности происходит через формирование новых умственных и эмоциональных способностей, улучшение двигательных функций и моторики. Согласно исследованиям психологов, собака ассоциируется с членом семьи: у взрослого человека - с ребенком, у ребенка до 14 лет - с братом или сестрой. Разные группы исследователей в разных странах при общении с собакой отмечают лабораторно подтвержденный эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов. Человек не испытывает к собаке социальной агрессии, не конкурирует с ней в чьих то глазах, не ждет ее оценки и соответственно, не испытывает стресса от ожидания этой оценки. Таким образом, собака вызывает доверие, воспринимается как близкий родственник, от которого не ждут оценок действий и внешности. Дети от «лохматого друга» не ждут подвоха, ему можно поведать сокровенное, при нем можно «некрасиво» ходить, и «странно» говорить, потому что собака будет искренне радоваться любым действиям, а это именно то, что необходимо почувствовать детям с двигательными и речевыми нарушениями. Своя собака может стать другом по играм, защитником и посредником в мире взрослых. Для детей с нарушениями в эмоциональной сфере собака может быть живой игрушкой, приучающей к понятиям «хорошо» и «плохо», «приятно» и «неприятно», постепенно усложняя игру можно получить развитие и закрепление необходимых навыков от мелкой моторики до социализации. Дети с аутизмом, в доме которых живут домашние питомцы (собака, кошка, кролик), имеют лучшие социальные навыки, чем дети, в доме которых нет животных. Собаки способны удерживать внимание детей, что уменьшает возбуждение и агрессию детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания или гиперактивностью. Взаимодействия собак и детей с синдромом Дауна показывают, что живые собаки являются более устойчивым объектом внимания, чем искусственные (игрушки). При исследовании общения детей в инвалидных креслах с окружающими выяснилось, что присутствие собаки обеспечивает большее внимание и теплый прием - ребенка с собакой принимают позитивно. Взрослые слепые, имеющие собак-поводырей и не имеющие их, предпочитают сопровождающих собак, чем сопровождающих людей. Общение с собакой эффективно при депрессиях, присутствие животного даже пару минут вызывает улыбку и улучшение самочувствия у большинства депрессивных пациентов.
Применение собак в соответствии с медицинскими представлениями о двигательной, психологической и социальной реабилитации в России началось в 2011 году с созданием организации «Сообщество поддержки и развития канистерапии», с 2014 года эта организация представляет интересы в «Союзе реабилитологов России». В настоящее время обученные собаки могут использоваться при таких серьезных заболеваниях как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность и другие. Для решения не медицинских, а социальных проблем с 40-х годов XX века использовали интерес подростков к собакам при работе с беспризорниками и «трудными подростками» через организацию клубов юных собаководов.
Разница между тем, как может быть при реализации проекта, и тем, как есть сейчас. В последнее время стало модно с целью отвлечения ребенка от компьютера завести ему «лохматого друга» с которым ребенок сможет гулять на улице, и который всегда рад его присутствию. Такие школьники имеют возможность заниматься в направлении «Кинология» и требуют помощи родителей в выгуле и дрессировки собаки только если порода выбрана неправильно или собака попала в семью взрослой. Родители школьников с ОВЗ больше других загружены особым питанием, развивающими занятиями и уходом за ребенком, поэтому не имеют возможности завести собаку, а тем более найти дополнительное время на ее выгул и дрессировку. При всех положительных моментах содержания собаки ребенок с ОВЗ не всегда может самостоятельно воспитать себе любимца, даже с помощью специалиста. К сожалению, необученные собаки на улице нестандартного ребенка (непривычное поведение, костыли) воспринимают как необычного – значит, опасаются или облаивают, то есть, отличающийся ребенок лишен возможности регулярного общения с животными. При реализации проекта мы можем предоставить такому ребенку выбор из специально подготовленных собак, которые не только привычны к нестандартному поведению, но и положительно реагируют на любого ребенка. Собаки безопасны, за их поведение отвечает волонтер-владелец, работа которого со стороны незаметна. То есть,когда ребенок на массовом мероприятии взаимодействует с собакой, окружающие воспринимают особого ребенка и собаку как одно целое и принимают их положительно (оценка собаки переходит на ребенка и окружающие воспринимают его как владельца собаки).
Проект рассчитан на социальную группу школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно разновозрастных 20 обучающихся с ОВЗ школы № 152 и 30 обучающихся МБОУ СШ № 147 (партнеры проекта), из которых 8 человек маломобильны (инвалиды-колясочники). Следует отметить, что участие детей планируется при их желании и согласии родителей. Для лучшей социальной адаптации детей с особыми возможностями в их группы будут введены обучающиеся направления «Кинология», не имеющие собственных собак.
Почему выбрана данная целевая аудитория? За десятилетие работы РОО "ККФКС" и направления «Кинология» Открытой эколого-биологической школы «Фламинго» (структурное подразделение школы №152) появились выпускники, выбравшие профессию дрессировщика своей работой, и спортсмены, занимающиеся хобби - кинологическим спортом. В 2014 году было подготовлено и аттестовано 2 волонтера и собака-терапевт, по настоящее время продуктивно работающие с детьми с ДЦП. Проектная команда имеет большой опыт реализации социальных и образовательных проектов, опыт подготовки собак, а также помещение для занятий.
Несмотря на все положительные моменты использования собак, при планировании проекта мы жестко разделили деятельность с участием собак (планируется в рамках проекта) с канистерапией - медицинской реабилитацией с участием собак (не планируется в рамках проекта). Социально-адаптационная деятельность с участием собак подразделяется на пассивную (наблюдение) и активную (вовлечение животных в совместные игры с детьми). Разнообразие пород собак позволяет проявлять гибкость. Школьникам, нуждающимся в ощущении защиты, подойдет крупная собака. Школьникам, утратившим веру в собственную нужность, подойдет маленькая собака, позволяющая реализовать желание опекать и защищать. Нужную собаку ребенок выберет себе сам (именно поэтому нам необходимо подготовить гораздо больше собак, чем имеется сейчас). Подготовленная собака позволяет воздействовать разнообразнейшими способами: от психологического влияния до активной деятельности через игру и уход за собакой. Расстегивание и застегивание ошейника, работа с игрушками разной формы и текстуры, подача команд голосом и жестами используется в активной социализации детей и взрослых. Полезные игры не удручают обязательностью и монотонностью, а позволяют давать полноценную нагрузку разным органам движения и чувств. Мотивация к мелкой моторике планируется через занятия по плетению игрушек для собак и изготовление наградных розеток.
Ожидаемые результаты. Индивидуальное сопровождение психолога всех участников проекта, в обязательном порядке включающее в себя изучение влияния собак на школьников с ОВЗ на входе и на выходе из проекта, а так же изменение социальной коммуникации школьников с ОВЗ и проведение мониторинга социальной активности родителей на входе и выходе из проекта.
Перспектива и тиражируемость проекта. Деятельность «Собака придет на день рождения» продолжена до конца года. Планируется вывести деятельность в новый вид - адаптивный кинологический спорт, в направлениях аджилити (преодоление препятствий), фристайл (танцы с собакой) и игры с предметами (принесение собакой человеку мячиков, колец, дисков). На данный момент в России направление адаптивный кинологический спорт несамостоятельное и неразвито (в отличии от адаптивного конного спорта который достаточно развит, в том числе и в Красноярске) при этом адаптивный спорт с собакой может реализовываться практически в любом крупном городе при наличии оборудованного места для занятий и подготовленных волонтеров.
Результаты реализации проекта. Проект «Собака - на радость детям!» являлся победителем Всероссийского конкурса проектов «Рыбаков Фонда» «ТОПШкола-2017», вошел в тройку лучших (все три набрали по 95 баллов из 100 возможных). Проект успешно реализован - с помощью специально подготовленных собак осуществлена поддержка, реабилитация и социальная интеграция 53 школьников с ОВЗ (красноярских школ №152 и №147), включая инвалидов-колясочников. Дети получили позитивные навыки общения, во время массовых мероприятий смогли общаться с незнакомыми людьми «через собаку». В проекте было задействовано 53 ребенка, 62 родителя, 22 учителя, 41 волонтер и 33 специально обученные собаки! Проведено 14 занятий по подготовке 45 волонтеров и обучению 50 собак, допущено к работе с детьми с ОВЗ 33 собаки. Проведено 72 групповых занятия + 23 групповых занятия для маломобильных колясочников + 147 индивидуальных занятий. На трех отчетных соревнованиях проекта раздали 145 медалей (для всех школьников с ОВЗ это были ПЕРВЫЕ медали в их жизни). Впервые ввели особых участников в различных городские мероприятия и соревнования с собаками. подробнее ВКонтакте проект "Собака - на радость детям!"
Что самое главное удалось изменить/добиться в ходе реализации проекта? Частично изменилось общественное мнение - удалось организовать участие в городских соревнованиях школьников с ОВЗ впервые в виде открытия класса «ПараДенс». С 2018 года особые участники принимают участие в различных мероприятиях и соревнованиях с собаками! Возможность предъявления результата стимулирует работу ребенок с ОВЗ и собака, с 2019 года планируем перевести это направление в адаптивный кинологический спорт. Следует отметить, в соревнованиях класс «ПараДенс» принято вводить без регистрационного взноса - это произошло благодаря деятельности по проекту «Собака на радость детям» за счет грантовой поддержки «Рыбаков Фонда». Положительные сдвиги в целевой группе касаются в первую очередь социализации участников через общение в новом разновозрастном коллективе и участие в массовых мероприятиях. Следует отметить, что благодаря проекту волонтеры стали чувствовать себя более комфортно, чаще, чем обычно выступают на различных городских площадках (потому что они позиционируют не себя как личность, а свою волонтерскую деятельность) и телевидении.
Социальный эффект. От родительской общественности и от Главного управления образования города Красноярска поступают предложения вывести деятельность на городской уровень (на занятия могли приходить обучающиеся разных школ и детских садов). Родители детей с ОВЗ из других школ проявляют интерес, как попасть на занятия, в группу обучения. В целом проект существенно стимулировал деятельность «ребенок и собака» и «ребенок с ОВЗ и собака» в городе и крае. Специалисты из города Железногорска Красноярского края и Новокузнецка Кемеровской области обращались за консультацией, в обоих этих городах написаны заявки на грантовый конкурс по смежным направлениям деятельности. Мы стали вдохновителями!
СМИ о проекте:
1. Репортаж НТВ "На уроки с четвероногим другом" и интервью
2. Видеорепортаж "Новости ТВК" и статья «На уроки с четвероногим другом» от 14.09.2017
3. Газета "Новости Красноярского края" Статья "Ребёнок с собакой"
4. В Красноярске в школе 152 проходят занятия с собаками
5. В Красноярске ученики приходят на физкультуру со своими собаками (комментарии всей России)
6. В школе №152 проходят уроки с собаками-терапевтами (7 канал)
7. Афонтово Утро. Видеорепортаж "Дрессировка милых пёсиков"
8. «Российская газета» №260 (7426) 16 ноября 2017 «На уроке можно лаять»
9. Видео/анонс новогодних соревнований по фристайлу от волонтеров (ТК "Афонтово")
11. Газета "Городские новости" №41 (3650) 6 апреля 2018 Статья «Покажи Зайку»
12. Российская газета - Федеральный выпуск №7537 Статья "Учись, Дружок!"
13. Открытый урок "Собака придёт на день рождения" для "Утренний кофе с Афонтово"
14. Репортаж НТВ "В школу с лучшим другом"
15. Видео/анонс соревнований в программе "Утро на Енисее"
16. Российская газета №94 (7557) Статья «Мой лучший друг — Зевс»